спецпроект
Руководитель кафедры социальных наук «Новой школы» и со-основатель свободного образовательного проекта «Летняя школа» Юрий Романов рассказывает о принципах двух школ, в которых интересно учиться
5 принципов Новой школы
Новая школа – пример того, как частный капитал способен тестировать новые образовательные модели. Он может позволить себе рисковать и при этом контролировать происходящее благодаря быстрой реакции. Школа была основана благотворительным фондом «Дар» в 2017 году.
Новая школа – пример того, как частный капитал способен тестировать новые образовательные модели. Он может позволить себе рисковать и при этом контролировать происходящее благодаря быстрой реакции. Школа была основана благотворительным фондом «Дар» в 2017 году.
1. Без криков: принцип взаимоуважения
Когда школа только открывалась, мы собеседовали детей, которые хотели к нам поступать. На вопрос «Зачем вы идете в Новую школу?» самый частый ответ: «Мы не можем учиться в школе, где ребенка ни во что не ставят». К сожалению, «метод крика» еще в ходу в стандартных школах. Для нас это, конечно, неприемлемо.
2. Научиться выбирать
В процессе обучения в стандартной школе дети практически не имеют возможности сделать выбор, который что-то определит в их дальнейшей жизни, за который они несли бы ответственность. Мы стараемся последовательно обучить тому, как осознанно сделать выбор. Начиная с того, на какую экскурсию поехать в начальной школе до самостоятельного формирования своего расписания в старших классах. После 9 класса школьники пишут мотивационное письмо с размышлениями на тему «Я думаю, что в жизни хочу заниматься тем-то, поэтому из урочных и внеурочных предметов хочу выбрать следующие…». Конечно, есть ограничения. Например, какие-то предметы просто нельзя не выбрать, чтобы окончить старшую школу. Индивидуальный план проходит несколько этапов согласования. Для 11 класса корректируется с учетом произошедших за 10 класс изменений в интересах. Таким образом, мы вводим практику неэмоционального, логически обоснованного выбора. Нам кажется позитивной практика, если кто-то из наших учеников решает уйти из Новой школы после 9 класса. Зачастую это значит, что мы научили видеть свои интересы, формулировать их и двигаться в нужном человеку направлении.
3. Безопасность и медиация
Для нас важно безопасное пространство: не только в физическом смысле, но и в психологическом. Для психологической безопасности в школе существуют специальные службы. От, банально, кураторов до службы медиации, к которой можно обратиться при возникновении конфликта. Медиаторы – в большинстве своем психологи. Их задача – сделать так, чтобы стороны услышали логику поступков друг друга. Понять эмоции другого зачастую достаточно, чтобы уладить конфликт. К медиаторам школьники могут обратиться самостоятельно или с подсказки учителя.
4. Учительское «Зачем?»
Когда педагоги совершают какие-либо действия, важно, чтобы они понимали, зачем это понадобилось. Например, изучать процесс урбанизации, только потому что это есть в программе, совершенно не мотивирует к занятиям географией. Зачастую в стандартной школе очень жизненные предметы превращаются в зубрежку определений. Ребенку просто нужно выучить некоторую последовательность слов.
5. Школа вне школы
Обучение в Новой школе не ограничивается пространством самой школы. Важная практика для нас – выезды за город и образовательные экспедиции. Июнь в Новой школе – это учебный месяц, но учимся мы в путешествиях. Начальная школа выезжает за город. Жизнь в деревне, совместное проживание с учителями – это важный для городских школьников опыт узнавания жизни. В старших классах цель экспедиций – научиться считывать культурный контекст пространства, «настроить оптику». 9 класс ездит в Петербург, 10 – в Рим, а 11 – в Иерусалим. Согласитесь, чтение и анализ «Иуды Искариота» Леонида Андреева у стен Старого города в Иерусалиме выглядит совершенно иначе, чем в Москве, где большинство его или вовсе не прочтет, или бегло пролистает.
Когда школа только открывалась, мы собеседовали детей, которые хотели к нам поступать. На вопрос «Зачем вы идете в Новую школу?» самый частый ответ: «Мы не можем учиться в школе, где ребенка ни во что не ставят». К сожалению, «метод крика» еще в ходу в стандартных школах. Для нас это, конечно, неприемлемо.
2. Научиться выбирать
В процессе обучения в стандартной школе дети практически не имеют возможности сделать выбор, который что-то определит в их дальнейшей жизни, за который они несли бы ответственность. Мы стараемся последовательно обучить тому, как осознанно сделать выбор. Начиная с того, на какую экскурсию поехать в начальной школе до самостоятельного формирования своего расписания в старших классах. После 9 класса школьники пишут мотивационное письмо с размышлениями на тему «Я думаю, что в жизни хочу заниматься тем-то, поэтому из урочных и внеурочных предметов хочу выбрать следующие…». Конечно, есть ограничения. Например, какие-то предметы просто нельзя не выбрать, чтобы окончить старшую школу. Индивидуальный план проходит несколько этапов согласования. Для 11 класса корректируется с учетом произошедших за 10 класс изменений в интересах. Таким образом, мы вводим практику неэмоционального, логически обоснованного выбора. Нам кажется позитивной практика, если кто-то из наших учеников решает уйти из Новой школы после 9 класса. Зачастую это значит, что мы научили видеть свои интересы, формулировать их и двигаться в нужном человеку направлении.
3. Безопасность и медиация
Для нас важно безопасное пространство: не только в физическом смысле, но и в психологическом. Для психологической безопасности в школе существуют специальные службы. От, банально, кураторов до службы медиации, к которой можно обратиться при возникновении конфликта. Медиаторы – в большинстве своем психологи. Их задача – сделать так, чтобы стороны услышали логику поступков друг друга. Понять эмоции другого зачастую достаточно, чтобы уладить конфликт. К медиаторам школьники могут обратиться самостоятельно или с подсказки учителя.
4. Учительское «Зачем?»
Когда педагоги совершают какие-либо действия, важно, чтобы они понимали, зачем это понадобилось. Например, изучать процесс урбанизации, только потому что это есть в программе, совершенно не мотивирует к занятиям географией. Зачастую в стандартной школе очень жизненные предметы превращаются в зубрежку определений. Ребенку просто нужно выучить некоторую последовательность слов.
5. Школа вне школы
Обучение в Новой школе не ограничивается пространством самой школы. Важная практика для нас – выезды за город и образовательные экспедиции. Июнь в Новой школе – это учебный месяц, но учимся мы в путешествиях. Начальная школа выезжает за город. Жизнь в деревне, совместное проживание с учителями – это важный для городских школьников опыт узнавания жизни. В старших классах цель экспедиций – научиться считывать культурный контекст пространства, «настроить оптику». 9 класс ездит в Петербург, 10 – в Рим, а 11 – в Иерусалим. Согласитесь, чтение и анализ «Иуды Искариота» Леонида Андреева у стен Старого города в Иерусалиме выглядит совершенно иначе, чем в Москве, где большинство его или вовсе не прочтет, или бегло пролистает.
Нам кажется позитивной практикой, если кто-то из наших учеников в определенный момент решает уйти из Новой школы, например, после 9 класса. Зачастую это значит, что мы научили видеть свои интересы, формулировать их и двигаться в нужном человеку направлении.
Летняя школа: пространство естественного тимбилдинга
Летнюю школу можно считать продолжением летних школ советского периода. 15 лет назад школа была небольшой и проводилась только для школьников. Выезжали в небольшое село с пустовавшей в летние каникулы школой и сговорчивым местным Роспотребнадзором (регулирование летних школ тогда еще находилось в серой зоне). ЛШ сегодня – это не только титулованный волонтерский проект, но и большое сообщество, которое не дает школе прекратить свое существование.
Летнюю школу можно считать продолжением летних школ советского периода. 15 лет назад школа была небольшой и проводилась только для школьников. Выезжали в небольшое село с пустовавшей в летние каникулы школой и сговорчивым местным Роспотребнадзором (регулирование летних школ тогда еще находилось в серой зоне). ЛШ сегодня – это не только титулованный волонтерский проект, но и большое сообщество, которое не дает школе прекратить свое существование.
Если упрощать, то 15 лет истории Летней школы укладываются в несколько переходов. Она восходит к Летней экологической школе, от которой в 2003 году отделилась наша ЛШ «Исследователь», как она тогда называлась. На ней было три школьных отделения, потом появилось отделение журналистики. Это был первый переход, потому что журналисты множились с невиданной скоростью и вскоре стали определять лицо ЛШ. Второй случился, когда на ЛШ начали брать студентов. Потом ящик Пандоры открылся полностью: участвовать в Школе начали и взрослые. Это прибавило сложности в организации, но зато дает Летней школе конкурентное преимущество, потому что происходит взаимное обогащение участников. Потом стало появляться все больше тематических мастерских. Некоторые программы стали «компактными» - продолжаются всего неделю, а не месяц, как было когда-то.
На Летнюю школу попадают с глубоко личным запросом. Процесс отбора участников не пускает тех, кто ценностно другой. Точнее, они сами отпадают: жить в палатках и перемещаться от полевой кухни до очередной лекции – забава не для всех.
Летняя школа сейчас - это:
1. Событие на берегу Волги «для российских школьников, студентов и всех-всех-всех» (сайт ЛШ). Под «всеми» скрываются исследователи и активисты самых разных направлений: от журналистов и философов до экологов и химиков.
2. Летнешкольное сообщество, которое не дает школе прекратить свое существование. Сообщество генерирует мероприятия и всю ЛШ, а также интенсив для практиков в сфере образования «Розетка», фестиваль «After школа» и множество того, что рождается внутри отдельных мастерских.
3. «За нами только поле. Над нами только небо». ЛШ – это полевой лагерь. Участники живут в палатках, готовят еду на костре, распределяют между собой общественную работу по лагерю. Обслуживающего персонала нет, а вот естественный тимбилдинг присутствует во всевозможных форматах.
4. Горизонтальная структура с распределенной ответственностью. Выстраивается на желании людей делиться тем, что у них есть. Те, кто делятся, не получают никакого формального вознаграждения за это.
5. Выборы мастерских и участников. Весной любая желающая и готовая к этому команда из 3-4 человек может подать заявку на проведение своей мастерской. По результатам конкурса определяется, каким мастерским быть на ЛШ предстоящим летом. Процесс отбора участников не пускает тех, кто ценностно другой. Точнее, они сами отпадают: жить в палатках и перемещаться от полевой кухни до очередной лекции – забава не для всех.
3 летнешкольных открытия
1. Приступая к созданию материала, нужно спросить себя "чтобы что".
2. Вокруг много умных людей. И они могут быть искренними.
3. Жить не в Москве и не в виртуальном мире бывает здорово.
Глеб Зуев, менти
(Осенний наставнический сезон 2019)
P.S.
На ЛШ в первый раз попала после 9 класса – чудом. Мастерская «ЛитКульт», строгие 18+ (при моих имевшихся 16-ти) и случайное совпадение в любимой книге с руководителем программы. Сделал исключение: «А вот и наша единственная школьница приехала!». Стремительная неделя не столько лекций и семинаров, сколько общения с отучившимися на журналистов и филологов. Ориентирование на местности: в тот ВУЗ пойдешь - то-то найдешь. Большая благодарность вот уже 4 года как за вовремя случившийся профориентационный опыт.