Блог

Не преподаватель, а друг: менторство глазами Ирины Рыжухиной

Ирина Рыжухина — наш давний друг и ментор, вдохновляющий и понимающий. Преподаватель, психолог и тренер, она смотрит на менторство как на благотворное общение, основанное на эмоциональном интеллекте. Мы поговорили с Ириной о ее разнообразном пути, который привел ее в наш проект.


— Как вы узнали о проекте My-Мentor?

В прошлом я преподаватель, поэтому у меня было достаточно встреч со студентами, которые чаще меня воспринимали как человека, который сообщает определенные знания. Но поскольку я также практикующий психолог и веду достаточно широкую палитру тренингов, я видела, что людям постарше часто интересна именно личная беседа, в которой они могут задать конкретный вопрос, интересующих именно их. Поэтому я начала думать, как можно было бы воплотить такой формат общения. На тот момент менторство мне было неизвестно.

Через программу «Индивидуальное лидерство в России» я получила приглашение на встречу одной менторской практики в Москве. Это мероприятие было достаточно масштабным, но там не было личного отношения. Была в основном работа с командой, не индивидуальная. Однако я заинтересовалась темой менторства и в итоге вышла на программу My-Mentor. На мою заявку довольно оперативно ответили, и сотрудничество началось.

— Почему вы решили принять участие в проекте My-Mentor?

Мне в жизни самой всегда не хватало человека, который мог бы рассказать мне о каком-либо опыте, которого я еще не испытала. Родители — это все-таки другое. Мне хотелось иметь рядом человека, который уже преодолел все те ступеньки, которые я только планирую пройти.

Я шла в ногу с развитием в нашей стране нового вида предпринимательства. Это позволило мне после работы педагогом и руководства собственной организацией пойти в министерство, где я работала с молодежью. Там я дошла до должности заместителя начальника Управления по молодежной политике Российской Федерации. Я понимала, что шаги, проделанные мной в жизни, мой опыт могли бы быть интересны любому молодому человеку. Мне просто хотелось этим поделиться. И вот, я нашла тех, кому может быть полезен мой опыт.


— Могли бы вы подробнее рассказать о вашем карьерном пути?

Меня всегда интересовала личность человека. Каждый шаг в моей карьерной стратегии был связан с определенной возрастной группой. Когда мне было 20-25 лет, я занималась дошкольниками. Далее я занималась индивидуальным подходом в обучении детей школьного возраста. На сегодняшний день я работаю в программе «Московское долголетие».

Мое окружение и мой к нему интерес всегда создавали стратегическую платформу построения моей карьеры. Я чувствовала, что у людей существует определенная потребность, и мы создавали программы, способные удовлетворить эти потребности. А далее мы расширяли границы, развивали себя и все вокруг нас.

В своей карьере я была методистом, психологом (даже создала свою фирму), чиновником, преподавателем, увлекалась психологией управления и молодежной политикой. На сегодняшний день я провожу тренинги по личностному росту, командообразованию, проектному менеджменту и ориентированию (сюда же я отношу и менторство), личностной эффективности.



Я считаю, что наставничество должно строиться на эмоциональном интеллекте. Это золотой ключик к построению хорошей менторской пары.



— Первая менти — как это было?

Ваш проект прислал мне резюме одной студентки. Она обучалась в МГИМО, но хотела заниматься системой образования. Я прочитала ее резюме, мы созвонились и встретились. Встретившись, мы поняли, что смотрим на жизнь одинаково пытливо. Эта общая черта очень здорово нас сплотила.

Мне очень понравилось, что она не стеснялась задавать вопросы на любую тему, которая ее интересовала. Это очень важно, ведь это напрямую связано с карьерой. Твое продвижение по карьерной лестнице идет по той же схеме, по которой ты взаимодействуешь с людьми. Нужны механизмы приоритетов, которые выстраивает твое окружение, чтобы ты попал туда, куда хочешь, а не туда, куда занесло.


— Какой опыт вы получили от менти?

Для меня было достаточно сложно перейти от роли преподавателя к роли друга. Для меня на первой встрече с менти начал складываться образ ментора — человека, который воспримет все, что делает менти, и постарается найти основу ошибок или, наоборот, побед. Именно этому я научилось со своей первой менти.

С дальнейшими встречами я поняла, что менторство — это не работа. Это человеческие взаимоотношения, которые облечены в форму целенаправленного сближения.


— Как вы считаете, почему студентам стоит принять участие в проекте My-Mentor?

Я вижу две главные причины. Во-первых, это коммуникация по определенной проблеме с опытным человеком. Если ты мой менти, то мы будем говорить обо всем — и это очень важно.

Во-вторых, менторство придает студенту уверенности. Он идет вперед, может совершать ошибки, быть в чем-то не уверенным. Но твердая уверенность у него есть в наличии плеча, которое поддержит. Это определенная гарантия, что он не один в этом карьерном поле. Все его проблемы может разделить тот, кто не осудит. Здесь как раз очень важен эмоциональный интеллект. Я считаю, что менторство должно строиться именно на нем. Именно эта основа, основа эмоционального интеллекта — золотой ключик к построению хорошей менторской пары.